Что такое стартап, как создать и где найти инвестора



Как запустить стартап и основать собственный бизнес? С какими трудностями сталкиваются начинающие предприниматели, и что потребуется сделать для их преодоления? Где искать инвесторов для своих проектов? Ответим на эти и многие другие вопросы тех, кто хочет разобраться, что такое стартап и как на этом можно заработать.

Понятие стартапа – что оно означает

Термин Стартап имеет американское происхождение. В переводе с английского он означает «стартующий». Его стали применять для названия временной структуры, которая создается, чтобы разработать новую воспроизводимую и масштабируемую бизнес-модель. Другими словами – это начало свежего коммерческого проекта, развивающегося с нуля.
Однако не каждый бизнес-проект, который поднимается с нуля, уместно называть стартапом. К этой категории относятся только такие начинания, которые имеют в своей основе какую-то свежую идею. Например, покупка франшизы начинающим бизнесменом не будет стартапом.

фото 2

Классический пример оригинальной идеи – это появление в Интернете первой социальной сети. Те, кто на основе этой мысли разработал свои подобные сайты, уже не привнесли нечто свое кардинально новое. Истинный стартап создает радикально новый продукт, а не копирует чей-то чужой замысел.

По теме: Как делать ставки на спорт через Интернет — подробное руководство.

Основные этапы развития стартапа

Хотя универсальных описаний развития стартапов не существует, тем не менее, экономисты в различных моделях выделяют несколько основных этапов роста бизнес-предприятия. Они складываются на основе решений основателей и целей, к которым стремится их компания.

Создатель понятия «Стартап» Стивен Бланк выделил четыре этапа в модели «Развитие потребителей», через которые проходит начинающий бизнес на пути к созданию стабильной компании:

  1. Выявление потребителей – на этой стадии строятся предположения о том, каким образом продукт будет решать насущные проблемы потенциальных клиентов.
  2. Верификация потребителей – этап проверки своих предположений и составления плана продаж, разработки маркетинговой стратегии. Если на этой стадии настигла неудача, стартап вновь приступает к поиску своих потенциальных потребителей.
  3. Привлечение потребителей – удостоверившись в том, что продукт компании полезен и пользуется спросом, приступают к продажам и вложениям в маркетинг.
  4. Создание компании – финишная прямая стартапа, на которой остается преобразовать временную структуру компании в формальную и направить бизнес-процессы на путь для дальнейшего развития.

Такой подход подразумевает экономное расходование финансов и постепенное развитие стартапа.

В качестве примера может послужить коммерческий интернет-проект для начинающих видеоблогеров «Школа YouTube». Основатель стартапа изучил проблемы начинающих ютуберов. Насущной заботой многих стало отсутствие знаний того, как создавать свои видео, загружать ролики на видеохостинг, оптимизировать их, вести свой канал. И это открыло перспективы по предложению услуги помощи в подобных задачах – обучению азов ведения своего видеоблога.

Проверку спроса на свою услугу осуществили через запуск бесплатной обучающей программы «Школа YouTube». Несколько курсов позволили усовершенствовать свой продукт, узнать в деталях потребности потенциальных клиентов.

Выяснив, что школа пользуется спросом, бесплатное обучение завершилось. Заработав положительную репутацию, основатели стартапа стали предлагать участие в программе на платной основе. Чтобы обучение происходило эффективнее, было принято решение принимать меньше учеников, но собирать со своих студентов более высокую плату.

фото 3

Другая модель стартапа получила название «Развитие продукта». Она предполагает несколько иной подход:

  1. Pre-seed. Это стадия изучения рынка. На этом этапе у создателей должна сформироваться четкая идея, какой именно продукт нужен целевой аудитории. Это необходимо для того, чтобы рассчитать будущие затраты на производство.
  2. Seed. Составление подробного плана запуска кампании. Привлечение финансирования в свой проект.
  3. Прототип. Создание рабочей модели продукта.
  4. Альфа-версия. Продукт тестируется фокус-группой для выявления и устранения возможных недоработок.
  5. Закрытая бета-версия. Продукт выпускается для ограниченного круга потребителей. Компания сотрудничает с инвесторами для масштабирования проекта.
  6. Открытая бета-версия. Запуск продукта в массовое производство. Масштабная рекламная кампания. Привлечение коммерческих партнеров.
По теме: Что такое франшиза в бизнесе простыми словами — основные преимущества и недостатки.

Где искать инвестора

Первая проблема, с которой сталкиваются начинающие предприниматели – это отсутствие финансовой составляющей проекта. Если не хочется брать кредит, то поиск средств для реализации своего проекта можно начать в других местах:

  1. Краудфандинг – собрать деньги можно через Интернет. Для этого существуют специальные площадки, где нужно выложить суть своей идеи и указать, какая сумма необходима для ее реализации. Деньги на ваше дело перечисляют люди, заинтересованные в появлении нового продукта. В рунете наиболее популярными платформами для краудфандинга являются веб-сайты planeta.ru и boomstarter.ru.
  2. Бизнес ангелы – эти инвесторы оказывают не только финансовую, но и экспертную поддержку стартапов. Чтобы найти таких покровителей, стоит прошерстить интернет-ресурсы Лиги Финансовых Консультантов (investors.partners) и Лаборатории инвестиционных проектов (corplip.ru).
  3. Биржа труда – запустить свой стартап можно за счет центра занятости. Для этого необходимо разработать и защитить бизнес план, на основе которого начинающему предпринимателю могут выделить средства на реализацию собственного дела.

Практические советы по созданию своего стартапа

Чтобы запустить собственный стартап, необязательно быть гением маркетинга. Но что точно понадобится – так это творческий подход и способность взглянуть на привычные вещи и события под новым углом.

фото 4

Опытные стартаперы, у которых за плечами уже не одни успешный проект, делятся своим опытом:

  1. Генерируйте коммерческие идеи. Как утверждают отдельные предприниматели, бизнес там, где боль. Это означает, что нужно научиться замечать, в чем у людей назрела потребность и постараться первым успеть воплотить ее в жизнь.
  2. Стоит держать при себе блокнот и записывать все свои новые идеи. Однажды в этом списке появится именно та, которая послужит основой стартапа. Креативные мысли нечасто приходят сами по себе. Этот навык необходимо стимулировать мозговым штурмом как можно чаще.
  3. Прислушивайтесь к новым запросам рынка. Например, Skype, изначально адаптированный под голосовую связь, добавил опцию видеозвонков. Видеохостинговый сайт YouTube внедрил возможность проведения прямых трансляций. ВКонтакте разработали и запустили функцию магазина.
  4. Нацельтесь на будущее. Многие успешные стартапы воплотились в жизнь не только потому, что шли в ногу с передовыми технологиями. Нередко они опережали свое время.
  5. Будьте профессионалом в выбранной отрасли. А еще лучше – в двух не связанных друг с другом областях. На стыке ваших профессиональных интересов может возникнуть совершенно уникальный, не похожий ни на что другое продукт. Например, встроить в телефон фотокамеру было революционной идеей, а сейчас редкий гаджет выпускается без этой функции.

Запустить свой стартап может каждый. В наше уникальное время мир открывает перед любым из нас тысячи уникальных возможностей. Тот, кто не останавливается и продолжает искать, обязательно найдет замечательную идею для воплощения в жизнь.

Видео